Равновесный метод определения растворенных газов (1981)
Черткова Л.В., Троянов С.И. Равновесный метод определения растворенных газов // Вулканология и сейсмология. 1981. № 6. С. 115-119.
Радиоактивные (U, Th) и редкие щелочные (Li, Rb, Cs) элементы в породах Карымского вулкана (Камчатка) (1971)
Леонова Л.Л., Удальцова Н.И., Иванов Б.В. Радиоактивные (U, Th) и редкие щелочные (Li, Rb, Cs) элементы в породах Карымского вулкана (Камчатка) // Вулканизм и глубины Земли. Материалы III Всесоюзного вулканологического совещания, 28-31 мая 1969 г., Львов. Москва: 1971. С. 181-185.
Развитие Большого трещинного Толбачинского извержения в 1975 году по сейсмологическим данным (1978)
Федотов С.А., Горельчик В.И., Степанов В.В., Гарбузова В.Т. Развитие Большого трещинного Толбачинского извержения в 1975 году по сейсмологическим данным / Геологические и геофизические данные о Большом трещинном Толбачинском извержении 1975-1976 гг.. М.: Наука. 1978. С. 135-145.
Развитие информационной системы численного моделирования распространения пепловых облаков от вулканов Камчатки и Курил (2019)
Мальковский С.И., Сорокин А.А., Гирина О.А. Развитие информационной системы численного моделирования распространения пепловых облаков от вулканов Камчатки и Курил // Вычислительные технологии. 2019. Т. 24. № 6. С. 79-89. https://doi.org/10.25743/ICT.2019.24.6.010.
Аннотация
Пепловые облака и шлейфы, возникающие при эксплозивных извержениях вулканов Камчатки и Курил, представляют большую опасность для авиации. Поэтому актуальными задачами являются прогнозирование и анализ их перемещения. Для их решения в составе АИС “Сигнал” создана подсистема моделирования, позволяющая прогнозировать направление, скорость и высоту перемещения пепловых облаков и шлейфов в атмосфере. В то же время для более точной оценки представляемой ими опасности требуется определять не только их качественные, но и количественные характеристики. В статье рассмотрены результаты работы по развитию возможностей АИС “Сигнал”. Дано описание разработанных инструментов, позволяющих прогнозировать концентрацию пепла на эшелонах полетов самолетов, а также мощность и массу пепла, выпавшего на поверхность земли. Приводятся результаты выполненных численных экспериментов, показавших хорошую согласованность полученных результатов моделирования со спутниковыми данными.